test
+7 (495) 374-71-39 перезвонить мне

Перспективы российских грузоперевозок

     Иван Батищев, возглавляющий научный центр управления перевозками грузов автотранспортом НИИ автотранспорта, уверен, что Россия остро нуждается в федеральном законе о транспортно-экономическом балансе (ТЭБ). С соответствующим предложением он выступил на заседании комитета ТПП России по вопросам логистики. Он обратил внимание собравшихся на то, что создание ТЭБ предусмотрено стратегией развития страны, но для этого отсутствует соответствующее законодательство.

     Разработка ТЭБ позволила бы сделать грузовые перевозки автомобильным транспортом более эффективными. Это повысило бы эффективность планирования, устранило нерациональные перевозки и удешевить их.

     Борис Винокуров, глава ассоциации «Росстрансервис», привел наглядный пример. В ходе небольшого эксперимента некоторые компании грузоперевозок в Москве получили предложение перевезти в Петербург 50 кг швейных игл. Из 7 компаний 6 согласились немедленно отправиться в путь, а стоимость доставки оценили в 20000 рублей. Только в одной компании услугу оценили в 2500 рублей, но предложили осуществить перевозку через неделю, с тем, чтобы совместить доставку швейных игл с более объемным грузом.
Это говорит о том, что большинство компаний готовы перегонять автомобиль на расстояние около 700 км фактически порожняком. Ведь нет никакой гарантии, что на обратный путь найдется какой-нибудь груз. Из-за такого отношения большинство грузового транспорта передвигается по дорогам пустым. Четверть века назад объем грузоперевозок составлял 12,5 млрд тонн (автопарк – 2,2 млн единиц), сейчас автопарк вырос до 5,5 млн, но годовой грузопоток уменьшился до 7 млрд тонн.

     На бумаге концепция развития каждого вида транспорта выглядит очень эффектно, как правило, эти планы имеют немало сильных сторон. Но основная проблема состоит в том, что они составляются только под конкретный вид транспорта, не рассматривая грузоперевозки комплексно, не учитывают общий курс развития отдельных регионов и планы смежных отраслей. Основная задача транспортных ведомств состоит в том, чтобы отобрать как можно больший объем грузоперевозок у смежников, предложение поделиться своими объемами даже не рассматривается.

     В Европе в последнее время торжествует рациональный подход, сейчас там реализуется «Белая книга» развития транспорта. В результате этого перевозки автотранспортом на расстояние свыше 300 км окажутся под запретом. Идея состоит в том, чтобы перенаправить основные грузопотоки на железнодорожный и речно транспорт.

     Река, если не брать во внимание стоимость постройки портов, является едва ли не бесплатной дорогой. Поэтому такое решение полностью оправдано. В России же речной транспорт постепенно угасает. Грузоперевозки в количестве 600000 тонн в год просто несопоставимы с миллионами тонн грузов во времена СССР.

     В ближайшем будущем осуществлять автотранспортом грузовые перевозки дешево и на большие расстояния станет сложно. Пока что в стране сложился абсолютно противоестественный перекос в пользу автоперевозок. Причиной этого явления стали более низкие тарифы для автомобилей чем для иных видов транспорта, к тому же часть рынка работает в тени.

     Ситуация должна измениться уже в этом году после введения сбора в размере 3,5 руб/км при движении грузовиков весом свыше 12 тонн по трассам федерального значения. В результате стоимость даже перевозки 10 тонн существенно вырастет и вариант перегонки фур из Сибири и Китая в ЦФО станет историей. Первыми ощутят эффект от нововведения москвичи, в дневное время планируется задерживать грузовики у МКАД.
Алексей Алексеев, глава подразделения департамента программ развития министерства транспорта по развитию транспортных коридоров, выразил уверенность, что заняться разработкой ТЭБ должны заниматься даже не министерства транспорта или экономического развития. По его мнению, это обязанность структуры более высокого уровня, в разработке обязательно должны участвовать логистические провайдеры.

яндекс.ћетрика